Устный счет - всему голова

Учителя математики знают не понаслышке, что отсутствие навыков устного счета у учеников негативно влияет на их способность обучаться математике. Все дело в том, что для вычисления значения арифметического выражения требуется время. И оно тем больше, чем ниже уровень вычислительных возможностей учащихся. Таким образом меньше времени остается для изучения и осмысления нового учебного материала.

Как же повысить уровень владения вычислительными навыками? Способов достаточно много, но я бы хотел рассказать о том, чем пользуюсь я и мои подопечные. Речь пойдет о компьютерной программе TuxMath. С её помощью люди, начиная с 3-х летнего возраста, могут реально повысить свой уровень в области устных вычислений.

Создание и применения ЦОР в образовательном процессе

(моё видение проблемы)

Я учу детей математике и информатике. Делать это получается с каждым годом всё сложнее. И это не связано с моим возрастом. Причина заключается в снижении мотивации обучающихся. Ни для кого не секрет, что ученики очень всё активно используют персональные мобильные устройства (смартфоны, планшеты и т.п.) для коммуникации, общения, игр. И делают это очень охотно. И всё более неохотно берут в руки книги и учебники.

 

И, действительно, взяв в руки учебник (по математике, информатике) читать его не хочется. Вопрос почему? Потому что неинтересно. Гораздо интереснее пообщаться с друзьями, поиграть в подвижные игры, ответить на смс, посетить социальную сеть, поиграть в компьютерную игру. Вопрос, чем же вызван этот интерес? Ответ простой — потому, что всё вышеперечисленное, кроме учебника, обладает интерактивностью.

 

Слово «интерактивность» произошло от английского слова «interaction», что в переводе означает взаимодействие. Человеку нравится взаимодействовать, он получает от этого удовольствие. Вывод простой, пока учебник не будет интерактивным он обречён на неудачу.

 

Некоторые издательства уже начали сопровождать свой бумажный учебник электронной версией, но электронная версия, в большинстве случаев, не обеспечивает интерактивность. Ещё дальше пошли разработчики обучающих комплексов для начальной школы. К бумажному учебнику прилагается установочный диск с интересными обучающими программами. Это, безусловно, большой шаг в нужном направлении, но и здесь есть определённые недоработки. К ним можно отнести невозможность использования этих материалов на устройствах с операционной системой, отличной от Windows, невозможность для учителя видоизменять учебные задания.

 

Кроме этого ЭОР есть в продаже на компакт дисках и в сети Интернет. Они призваны помочь учителю и ученику в их нелёгком труде. Но, по моему мнению, ни один образовательный ресурс грамотный учитель не примет полностью. Обязательно найдутся моменты, которые педагог захочет либо исключить, либо видоизменить.

 

Исходя из выше изложенного можно сформулировать следующие выводы:

 

  • электронный образовательный ресурс должен быть интерактивным, только тогда он сможет пользоваться успехом;
  • электронный образовательный ресурс должен быть кроссплатформенным, чтобы его можно было использовать и с помощью мобильных устройств;
  • педагог должен иметь возможность самостоятельно разрабатывать электронные образовательные ресурсы, и это должно быть не сложно.

Linux и СПО

В этом разделе сайта я хочу рассказать непосвящённым пользователям, что такое Linux, нужен ли он, его достоинства и недостатки. Ну во-первых Linux (Линукс) - это не программа, а операционная система (комплекс программ). В неё, в систему, можно устанавливать программы. Операционных систем множество. Наиболее часто используемые на стационарных компьютерах это: Windows, Mac,  и Linux. Лицензию Windows и Mac придётся покупать. Linux - бесплатен (нужно только скачать из Интернета или взять установочный диск у друга). Мне как учителю пришлось впервые узнать, что такое Linux в 2010 году. Тогда я был настроен решительно против Линукса. Но школьные лицензии Windows заканчивались, а на новые не было средств. Поэтому, пришлось осваивать Linux...

Как впоследствии оказалось использование операционной системы Линукс в образовательных учреждениях оказалось оправданным не только с точки зрения экономии средств, но и в плане применения его в образовательном процессе.

Но обо всём по порядку. Если объяснять по-простому, то можно примерно так. Все знают картофель, и знают, что есть много сортов картофеля. Вот так и с Линуксом. Есть Linux, и есть много разновидностей этой операционной системы: Debian, Ubuntu, Mint, Fedora, Mandriva, Alt Linux  и много других. Одна из наиболее популярных и дружественных к пользователю это Ubuntu. Поэтому на школьные компьютеры изначально было решено поставить именно этот дистрибутив. Впоследствии перешли на Linux Mint (говорят, что "Это то же, что и Ubuntu, только лучше").

В отличие от Windows, операционная система Linux не подвержена заражению вирусами. Это позволяет экономить на антивирусном программном обеспечении, исчезает проблема регулярного обновления антивирусных баз.

Проблемы "перехода" с Windows на Linux у детей не выявлено. Они вполне комфортно чувствуют себя работая в Linux. Скажу даже больше, некоторые учащиеся осознают, что Windows - для игр , а Linux для работы. Поэтому они устанавливают Linux второй системой на своём домашнем компьютере.

Какие же программы нужны для образовательного процесса в школе. Ну во-первых это текстовый редактор, электроные таблицы, редактор баз данных. С поставленными задачами справляются программы из офисного пакета LibreOffice или OpenOffice. Это программы Writer, Calc, Base соответственно.

Для просмотра страниц Интернета есть большое количество браузеров. Например Mozilla Firefox, Chromium, Opera и т.д.

Для перевода и распознавания текста вполне достаточно сервисов онлайн-перевода и распознавания текста. Например, Google-переводчик и OnlineOCR. Если этого недостаточно, то можно использовать программу YAGF.

Для отработки навыков слепого ввода текста достаточно использовать программы Klavaro и KTouch.

Для редактирования изображений есть отличная программа Gimp (аналог Photoshop). TuxPaint - программа для рисования для детей детей до 12 лет, но она не оставит равнодушными даже взрослых людей.  Программу KolourPaint (аналог Paint из Windows) учащиеся изучают на уроках информатики.

Также для уроков информатики нужна программа КуМир (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в школе. Для программирования на языке Паскаль я установил программу Free Pascal, причём код программы удобно набирать и просматривать с помощью простого текстового редактора Geany.

Для работы со звуком есть программа Audacity. с видео - OpenShot, Avidemux. Для создания и редактирования веб-страниц - программа Kompozer.

Учителям математики следует обратить внимание на программу TuxMath. Это великолепная программа для отработки навыков устного счёта. С помощью программы Kig (интерактивная геометрия) можно быстро выполнять разнообразные геометрические построения.

Все выше перечисленные программы я активно использую в своей деятельности. Все они бесплатны, их можно установить, достаточно иметь выход в Интернет.

Конечно, не всё хорошо как хотелось бы. Есть определённая проблема при установке периферийного оборудования - отсутствие драйверов. Но как говорится кто ищет, тот найдёт, и "Google рулит". А вообще, при покупке оргтехники спрашивайте у продавца будет ли работать устройство под Linux. Это можно проверить и самостоятельно. Достаточно убедиться, что на корпусе имеется наклейка с изображением пингвина. Хорошо зарекомендовали себя устройства фирмы Samsung. Чаще всего драйвера этих устройств уже содержатся в ядре системы Linux. Вторая проблема заключается в том, что документ (текстовый, презентация), созданнные  с помощью  офисного пакета от Microsoft нередко открываются в LibreOffice (OpenOffice) искажёнными. Это нужно иметь в виду, и пользоваться общепринятыми стандартами. Например документ в формате .pdf будет открываться одинаково, независимо от типа операционной системы.

Убеждён, что использование операционной системы Linux и свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях является оправданным и полезным.